Меню сайта

                       Инновационная деятельность

                                                                           Тема проекта
                                  
«Система методического сопровождения
          процесса формирования функциональной грамотности обучающихся
                         
в условиях муниципальной системы образования»

     
     Паспорт проекта

      Сроки реализации проекта 
      
Февраль 2020 — январь 2023 (3 года)

      Цель проекта
  
    Создание системы методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся в условиях муниципальной системы образования

      Задачи проекта на уровне ММС

  • Выявить профессиональные дефициты педагогов в сфере формирования функциональной грамотности (далее — ФГ) обучающихся
  • Разработать и реализовать Программу методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся, включающую в себя организацию курсов и семинаров, тьюторского сопровождения, горизонтального обучения в деятельности профессиональных педагогических сообществ, конкурсов профессионального педагогического мастерства и другие формы работы ММС
  • Организовать и координировать деятельность проектной группы административных работников ООО с целью совместного проектирования и осуществления методической работы в школах в сфере формирования ФГ
  • Обобщить опыт образовательных организаций и педагогов муниципального района по формированию функциональной грамотности обучающихся
  • Выявить и описать лучшие практики формирования функциональной грамотности педагогов муниципального района, создать реестр лучших практик на сайте ММС и обеспечить обмен опытом их применения для педагогов МР
  • Организовать диагностику функциональной грамотности обучающихся и профессионального роста педагогов с учетом влияния на эффективность этого процесса системы методического сопровождения в условиях муниципальной системы образования
  • Разработать методические рекомендации «Создание системы методического сопровождения процесса формирования функциональной грамотности обучающихся в условиях муниципальной системы образования»
  • Распространить результаты проекта в Ярославской области и других регионах РФ

    Задачи на уровне администрации ООО
  • Спроектировать и реализовать план методической работы в ООО с учётом необходимости решения проблемы формирования ФГ у обучающихся и профессиональных дефицитов педагогов, выявленных в результате диагностики
  • Внести изменения в нормативную базу ОО в связи с реализацией задач формирования ФГ обучающихся
  • Разработать и реализовать формы организации образовательного процесса, в ходе которых будет вестись работа по формированию ФГ (курсы внеурочной деятельности, межпредметные недели, образовательные сессии и др.), определить их место и время
  • Разработать и реализовать комплекс мер по организации внутриорганизационного обучения и обмена опытом педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности обучающихся
  • Провести диагностику функциональной грамотности обучающихся ООО

    Задачи на уровне педагогов ООО
  • Разработать и реализовать индивидуальную программу профессионального развития в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся (в рамках своего предмета, сферы деятельности и т. д.)
  • Отобрать и адаптировать наиболее эффективные педагогические технологии и приёмы работы, позволяющие формировать ФГ
  • Внедрить в образовательную практику новую систему педагогических технологий, способов, приемов, учебных заданий практикоориентированного характера, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся

     Основная идея проекта
       В ходе работы над проектом будет создана система методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся.

                                           
Синие стрелки показывают, какие формы работы, мероприятия будут входить в систему методического сопровождения,
а красные — на кого направлена эта работа


     Обновление содержания и совершенствование форм методической работы на муниципальном уровне и в образовательных организациях позволит «погрузить» педагогов в проблему формирования ФГ, актуализировать их знания по этой теме; произвести отбор и (или) разработку необходимого содержания, выбрать и внедрить в педагогическую практику технологии, способы и приёмы работы по формированию ФГ, определиться с их формами и местом в образовательном процессе, и, как следствие, повысить уровень развития умений, входящих в понятия математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся.
     В процессе работы над проектом педагоги начальной школы освоят новую технологию проектных задач и разработают проектные задачи для 2, 3, 4 классов.
      Педагоги основного уровня образования будут работать над внедрением в образовательный процесс новой системы педагогических технологий, способов и приемов, направленных на формирование математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся, а также над составлением учебных заданий практико-ориентированного характера. Основой и эталоном для разработки этих заданий станут задания диагностических работ, разработанных Институтом стратегии развития образования для мониторинга формирования ФГ. Данные работы рекомендованы Министерством просвещения РФ для использования в образовательном процессе не только в качестве диагностических, но и в качестве образцов формирующих заданий (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»).
     Для обеспечения качества разработанных педагогами учебных практикоориентированных заданий и проектных задач планируется организовать взаимную экспертизу этих материалов, а также привлечь сторонних экспертов (возможно из числа сотрудников ГАУ ДПО ЯО ИРО, методических служб Ярославской области, ЦОиККО).
    В ходе организации работы системы методического сопровождения процесса формирования математической, естественнонаучной и читательской грамотности обучающихся планируется осуществлять диагностику сформированности этих видов грамотностей обучающихся и мониторинг профессионального роста педагогов МР. Профессиональный рост педагогов будет достигаться и за счёт разработки и реализации индивидуальных программ профессионального развития педагогов в сфере формирования функциональной грамотности обучающихся.
    В результате работы над проектом будут выявлены лучшие практики формирования ФГ обучающихся, разработаны методические рекомендации по созданию системы методического сопровождения процесса формирования ФГ обучающихся в условиях муниципальной системы образования

       Краткое обоснование актуальности проекта
   Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской  Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим, приоритетной целью образования становится формирование функциональной грамотности в системе общего образования (математическая, естественнонаучная, читательская и др.).
    Однако проблема в том, что на данный момент педагоги испытывают профессиональные затруднения при организации работы по формированию функциональной грамотности, так как, во-первых, нет никаких чётких указаний, как педагогам обеспечить реализацию этой цели. Во-вторых, ни содержание учебников, ни их методический аппарат в том виде, в каком он есть, не работают на решение задач формирования ФГ. Таким образом, налицо противоречие между необходимостью работать над формированием ФГ и недостаточностью у педагогов необходимых компетенций, а также недостаточностью учебных и методических материалов. Следовательно, возникает необходимость в создании системы методического сопровождения деятельности педагогов по формированию ФГ