Балльно-рейтинговая система оценивания

Балльно-рейтинговая система оценки достижений обучающихся как альтернативная форма текущей и промежуточной аттестации

 

Образовательные стандарты нового поколения представляют собой систему требований, в том числе к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Образовательная организация должна спланировать свою деятельность, определив мероприятия, обеспечивающие достижение этих результатов. И здесь ставка, прежде всего, делается на различные формы организации учебной и внеурочной деятельности.

Однако, образовательный процесс столь сложен и многогранен, содержит так много элементов и связей, что неправомерно считать способом достижения упомянутых результатов только лишь процедуру передачи и приобретения знаний и опыта.

Нам представляется, что одним из компонентов, способствующих достижению ряда метапредметных и личностных результатов, является собственно сама система оценивания, применяемая для установления соответствия индивидуальных образовательных достижений обучающихся планируемым результатам.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» (статья 28) относит к компетенции образовательной организации установление форм, периодичности и порядка текущей и промежуточной аттестации, таким образом предоставляя образовательной организации право самостоятельно определять систему оценивания. [2].

В последнее время всё чаще говорится о несовершенстве традиционной пятибалльной системы оценивания. К основным недостаткам традиционной системы относят:

  • отсутствие у учителя четких критериев оценки или неинформированность обучающихся об этих критериях часто способствуют возникновению конфликтов и стрессовых ситуаций у учащихся;

  • несоответствие самооценки ученика и отметки учителя;

  • невозможность проследить динамику когнитивного роста учащегося, так как учителем фиксируются данные об оценивании знаний, умений, навыков в определенной теме в установленный момент, которые затем сводятся к среднему баллу.

Среди недостатков традиционной системы оценивания называют следующие: предвзятость личного отношения учителя, завышение и сверку с предыдущими отметками, стремление избежать крайностей, разные отметки за одинаковые ответы, оценивание поведения как учебы и многие другие[1].

Выбирая альтернативу традиционной системе оценивания, образовательные учреждения всё чаще отдают предпочтение балльно-рейтинговой.

Под балльно-рейтинговой системой оценивания (далее – БРС) понимается система накопительной количественной оценки качества освоения обучающимися как учебных дисциплин, так и основной образовательной программы в целом.

Балльно-рейтинговая система оценивания обладает рядом неоспоримых преимуществ.

Во-первых, её использование позволяет отслеживать прирост результатов, дифференцировать достижения по видам деятельности, осуществлять мониторинг не только предметных, но и метапредметных результатов, достигаемых средствами конкретной учебной дисциплины.

Во-вторых, отсутствие «неудовлетворительных» отметок позволяет снять психологическое напряжение и создать благоприятную, комфортную среду обучения. А объективные критерии оценки, о которых информированы не только обучающиеся, но и их родители, сводят к минимуму случайности при аттестации.

Основными принципами применения балльно-рейтинговой системы являются:

  • дифференцированный подход при осуществлении контролирующих действий, то есть присвоение более высокого количества баллов наиболее значимым контрольным мероприятиям (зачеты, контрольные работы) по сравнению с ежедневными видами контроля на уроках;

  • обеспечение возможности самоконтроля (обучающиеся сами могут определить уровень усвоения материала, сложив накопленные баллы);

  • вариативность, т.е. использование стимулирующих (бонусных) баллов за «факультативные» виды работ (рефераты, проекты, участие в олимпиадах, конкурсах и т.д.).

В течение двух лет педагоги гимназии г. Переславля-Залесского изучали опыт применения БРС в школах и вузах страны, разрабатывали подходы к её реализации, апробировали разные варианты новой системы оценивания. В ходе этой работы появился свой вариант БРС, приспособленный к существующим реалиям. Например, учтена необходимость внесения результатов оценивания в электронный журнал. При разработке положения о балльно-рейтинговой системе старались также минимизировать объем документации учителя-предметника и классного руководителя.

С 1 сентября 2015 года в 10-х классах, а с 1 сентября 2016 года в 10-х и 11-х классах гимназии в штатном режиме оценивание образовательных результатов обучающихся осуществляется с применением БРС. Учителя разрабатывают рабочие программы по предметам с учетом новой системы оценивания. Для этого весь изучаемый материал делится на модули. Внутри каждого модуля определяются контрольные мероприятия (далее – КМ). Это могут быть контрольные, практические, лабораторные работы, сочинения, решение задач, домашние работы и т.д., в зависимости от специфики предмета. Среди них выделяются обязательные, непрохождение которых исключает возможность получить положительную отметку за полугодие. Для каждого вида КМ, в соответствии с его «весом», устанавливается максимальный балл. Пример установления «веса» контрольных мероприятий приведен в таблице:

 

Контрольное мероприятие

Вес КМ

Кол-во работ данного вида

Макс. кол-во баллов за данный вид контроля

Контрольная работа

10

2

20

Практическая работа

8

3

24

Лабораторная работа

6

3

18

Решение задач у доски

4

3

12

Устный опрос

2

1

2

Домашнее задание

0,5

6

3

Сумма баллов за все виды контроля в течение отчетного периода (полугодия) равняется 100. Стобалльная шкала выбрана не случайно – это позволяет вносить результаты оценивания в электронный журнал, при этом возможно использование десятичных дробей.

Разрабатываются критерии оценивания каждого контрольного мероприятия, устанавливаются даты их проведения.

Поурочное планирование учителя с указанными формами контроля и максимально возможным баллом за урок доводится до сведения обучающихся и родителей.

Еще на подготовительном этапе внедрения БРС мы пришли к выводу, что школьные дневники в их традиционном виде при такой системе оценивания – вещь бесполезная. Поэтому были разработаны «Дневники десятиклассника», в которые мы поместили тематическое планирование с указанием контрольных мероприятий и максимальных баллов по всем предметам учебного плана. В специально отведенную колонку обучающиеся проставляют полученные ими баллы, а родители могут судить об уровне освоения программ, сравнивая баллы ребенка с максимальными. Кроме того, каждые две недели учителями подводятся предварительные итоги, когда сумма набранных за истекший период баллов переводится в пятибалльную отметку, что также помогает сориентироваться родителям, а обучающимся – планировать свою учебную деятельность. Ученикам, имеющим задолженность по обязательным контрольным мероприятиям, предоставляется дополнительная возможность их сдать.

Полученные за полугодие баллы суммируются и переводятся в отметку следующим образом:

ПУ=

ПУ – процент успеваемости;

ПБ – сумма полученных баллов;

МБ – сумма максимальных баллов за все КМ.

Для перевода баллов в отметку применяется шкала:

«5» – ПУ>80; «4» – 60<ПУ≤80; «3» – 40≤ПУ≤60; «2» – ПУ<40.

Обучающиеся, не набравшие 40 баллов или не сдавшие обязательные КМ, имеют академическую задолженность и обязаны её ликвидировать.

Опыт работы с балльно-рейтинговой системой оценивания показал, что её использование стимулирует повседневную систематическую работу обучающихся, повышает их самостоятельность, мотивацию, обеспечивает системность изучения материала, повышает объективность текущего и промежуточного контроля.

Кроме того, открытость и доступность информации о содержании предстоящей учебной деятельности, запланированных контрольных мероприятиях, дисциплинирует не только ученика, но и учителя.

Можно предположить, что навыки самоорганизации и самоконтроля, приобретенные в школе, в будущем облегчат выпускникам период адаптации к обучению в ВУЗе.

Анализируя балльно-рейтинговую систему оценивания в действии, мы пришли к выводу, что её применение способствует достижению большинства метапредметных и личностных результатов.

Среди метапредметных результатов, определенных ФГОС СОО[3], наиболее отчетливо проявляются:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; выбирать успешные стратегии;

умение продуктивно общаться и взаимодействовать; ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения;

владение навыками познавательной рефлексии, осознание границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Сейчас обучающиеся 10-11 классов, оценивание в которых осуществляется с применением БРС, ещё не учатся по новым стандартам. Но введение ФГОС среднего общего образования не за горами, и к моменту начала его реализации мы должны разработать систему контрольных мероприятий по отслеживанию достижения метапредметных результатов, которые будут фиксироваться в журнале и дневнике.

Рассматривая влияние БРС на формирование личностных результатов, определенно можно выделить следующие:

сформированность основ саморазвития и самовоспитания; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

готовность и способность к образованию; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

Таким образом, БРС не только выполняет основные функции оценивания, но её применение способствует достижению результатов в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

 

Библиографический список:

  1. Мищенко, Т.П. Рейтинговая система оценивания знаний учащихся в современном образовательном пространстве. Режим доступа: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,5733/Itemid,118/ (23.11.2015, 14.45).

  2. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (23.11.2015, 13.10).

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413. Режим доступа: http://минобрнауки.рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/2365 (23.11.2015, 13.05).

 

 

© 2016  Чистякова М.А., Захарова М.М.

© 2016 МОУ «Гимназия г. Переславля-Залесского»

Положение о БРСО апрель 2017

Примерный перечень контрольных мероприятий

Примеры критериев