Страница обновлена 19.03.2024

МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

Страница обновлена 19.03.2024
МУНИЦИПАЛЬНАЯ МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

                                              НАСТАВНИЧЕСТВО

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Федеральный уровень

  1. Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» https://yadi.sk/i/KTf9hZr3GZ7s0Q
  2. Письмо Минпросвещения России от 21.12.2021 № АЗ-1128/08 «О направлении методических рекомендаций». Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях https://disk.yandex.ru/d/7PwoNBu-tk2y1Q

Региональный уровень (документы, методические материалы)

  1. Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях
  2. Приказ Департамента образования Ярославской области об утверждении Положения о системе наставничества педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность  по реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования в Ярославской области
  3. Организация наставничества в образовательной организации (чек-лист)
  4. Семинар «Вектор образования». Наставничество (ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России») (18.01.22022)
  5. Чек-лист Содержание раздела «Наставничество»

Нормативно-правовое обеспечение реализации системы (целевой модели) наставничества

педагогических работников в образовательной организации

1. Приказ «Об утверждении положения о сисмеме наставничества педагогических работников в образовательной организации» с приложениями:

  • Положение о системе наставничества педагогических работников в образовательной организации;
  • Дорожная карта по реализации Положения о системе наставничества педагогических работников в образовательной организаци;

2. Приказы о закреплении наставнических пар/групп с письменного согласия их участников на возложение на них дополнительных обязанностей, связанных с наставнической деятельностью+письменное согласие педагогического работника на закрепление за ними наставника.

3. Локальные акты, регламентирующие меры стимулирования педагогических работников образовательных организаций,

4. Соглашение с другими образовательными организациями, оказывающими содействие и сопровождение применения системы (целевой модели) наставничества педагогических работников, включенных в систему наставничества

5. Персонализированные программы наставничества педагогических работников (краткосрочные, от 3 месяцев до 1 года, при необходимости могут быть продлены).

6. На сайте образовательной организации создается специальный раздел:

  • сведения о реализуемых персонализированных программах наставничества педагогических работников
  • базы наставников и наставляемых
  • федеральная, региональная и локальная нормативно-правовая база в сфере наставничества педагогических работников
  • методические рекомендации
  • новости
  • анонсы мероприятий образовательной организации

7. Мониторинг эффективнсти и результативности системы наставничества, итоговый аналитический отчёт по внедрению системы наставничества.


ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» предлагает примерную инструкцию по стотавлению индивидуального образовательного маршрута педагогического работника и пояснительную записку к ней

Пояснительная записка по составлению индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) педагогического работника

Примерная инструкция по составлению индиидуального образовательного маршрута (ИОМ) педагогического работника


Методические рекомендации «Наставничество в ДОО» Партнеры, имеющие большие пазлы

Наставничество — универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставничество — форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Методические рекомендации по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества в ДОО

Презентация «Наставничество в дошкольных образовательных организациях»


ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

 

Уважаемые коллеги! 

Завершился Год педагога и наставника, который, мы уверены, оставил свой след в сердцах всех педагогов нашей огромной страны.

Надеемся, что монография «Наставничество в России: от истоков к современности» станет для вас источником новых идей и вдохновения в вашей профессиональной деятельности.


НАСТАВНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ

(ТЕЗАУРУС)

Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество.

Наставник – участник персонализированной программы наставничества, имеющий измеримые позитивные результаты профессиональной деятельности, готовый и способный организовать индивидуальную траекторию профессионального развития наставляемого на основе его профессиональных затруднений, также обладающий опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.

Наставляемый – участник персонализированной программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке приобретает новый опыт, развивает необходимые навыки и компетенции, добивается предсказуемых результатов, преодолевая тем самым свои профессиональные затруднения. Наставляемый является активным субъектом собственного непрерывного личностного и профессионального роста, который формулирует образовательный заказ системе повышения квалификации и институту наставничества на основе осмысления собственных образовательных запросов, профессиональных затруднений и желаемого образа самого себя как профессионала.
Наставляемым является педагог, оказавшийся в субъективной новизне ситуации (например: молодой педагог, только пришедший в профессию; опытный педагог, испытывающий потребность в освоении новой технологии или приобретении новых навыков; новый педагог в коллективе; педагог, имеющий непедагогическое профильное образование; студент, обучающийся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки «Образование и педагогические науки» и успешно прошедший промежуточную аттестацию не менее чем за три года обучения; студент, обучающийся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедший промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения, и т.п.) или испытывающий профессиональные затруднения при исполнении должностных обязанностей, а также студент, осваивающий образовательные программы высшего и среднего профессионального образования, при прохождении практики.

Куратор – сотрудник образовательной организации, учреждения из числа ее социальных партнеров (другие образовательные организации; учреждения культуры и спорта, дополнительного профессионального образования, предприятия и др.), который отвечает за реализацию  персонализированных(ой) программ(ы) наставничества.

Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Персонализированная программа наставничества – это краткосрочная  персонализированная программа (от 3 месяцев до 1 года), включающая описание форм и видов наставничества, участников наставнической деятельности, направления наставнической деятельности и перечень мероприятий, нацеленных  на устранение выявленных профессиональных затруднений наставляемого и на поддержку его сильных сторон.